Что «скрывает» этот файл?
Увидеть его «невооруженным» глазом нельзя, поскольку объект защищен операционной системой от постороннего вмешательства и случайного удаления. Поэтому Windows делает его невидимым. Но опытные пользователи знают, как включить отображением подобных объектов. Если не в курсе, то вот краткая инструкция:
- Открываем панель управления (через поиск или меню «Пуск»);
- Ищем пункт «Параметры проводника (или папок) — следует выбрать «Мелкие значки» в правом верхнем углу:
- Откроется окно, переходим на вкладку «Вид» и там активируем нужную опцию:
Вот теперь переходим на системный диск, открываем папку «Пользователи» (Users), внутри будет каталог с именем Вашего профиля, а в нём — NTUSER.DAT:
Файл не является вирусным и присутствует на каждом компьютере с установленной ОС Виндовс. В нём скрыты детальные настройки пользовательской учётной записи. И трогать его нежелательно — удалять, редактировать и выполнять прочие операции. Подобные манипуляции позволено выполнять только Windows. Да и размер документа не такой уж большой (от 2 до 20 Мб), его очистка не сильно отразиться на свободной памяти:
Зачем нужен NTUSER.DAT? В него записываются все изменения, которые Вы вносите в настройки профиля — установка нового фона рабочего стола, заставки, выбор разрешения экрана, оборудования для печати (которое применяется по умолчанию), внешний вид значков, параметры темы и т.д. При каждом запуске ПК, система обращается к данным, чтобы правильно отобразить и настроить интерфейс Windows 10 (или любой другой версии).
Такой подход позволяет реализовать эксплуатацию компьютера разными людьми — для каждой учетной записи создается уникальный файл. Поэтому, после входа в ОС под своим логином и паролем, человек увидит свой рабочий стол с индивидуально подобранным набором иконок, фоном.
Где находиться NTUSER.DAT?
Если внимательно читали статью, то немного выше могли заметить изображение и несколько предложений, отвечающих на вопрос. Для быстрого перехода в нужное местоположение используете консоль «Выполнить» (вызывается нажатием сочетания клавиш Win + R ), вставив команду:
%userprofile%
NTUSER.DAT что это за файл и как его удалить?
С назначением системного элемента мы разобрались. Если попробуете его устранить с диска, то особых препятствий со стороны Виндовс не будет. Но делать этого не стоит ни в коем случае! Иначе в следующий раз, когда ПК будет запускаться, то из-за отсутствия/повреждения «НТЮЗЕР.ДАТ» Windows не сможет правильно загрузить Ваш профиль. Увидите ошибку «Службе профилей пользователей не удалось войти в систему»:
На форумах советуют просто выключить ноутбук, включить повторно — и ситуация наладиться. Но подобный исход маловероятен. Создание пустого документа с необходимым названием и окончанием «DAT» также не приведет к желаемому результату.
Единственный правильный выход — восстановить ОС с помощью стандартного инструмента или же при помощи загрузочной флешки.
Некоторые владельцы ПК заранее создают резервные копии важных объектов. Если Вы относитесь к их числу, то запросто реанимируете удаленную информацию из бэкапа.
Что касается редактирования кода внутри NTUSER.DAT, то без специальных знаний не стоит в него влезать. Нужно иметь представление о структуре и назначении команд, в чём неплохо разбираются системные администраторы и продвинутые специалисты сервисных центров. Но, зачастую, Вам порекомендуют просто переустановить Виндовс — так будет быстрее и не хлопотно.
Если всё-же решили «поковыряться» в параметрах учётной записи, то предпочтительнее делать это через редактор реестра (regedit). Там выделена отдельная ветка с ключами/значениями, корректировка которых влияет на содержимое НТЮЗЕР.
Теперь Вы осведомлены лучше в теме «NTUSER.DAT что это за файл». Настоятельно рекомендую не трогать его без надобности, дабы потом не морочить голову себе и другим.
Каждый пользователь в ОС Windows имеет свой профиль, который включает в себя папки «Рабочий стол», «Мои документы», … и данные реестра в файле NTUSER.DAT, который обычно располагается C:\Users\ИМЯ_ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ\NTUSER.DAT. Этот файл имеет установленные атрибуты системный и скрытый, поэтому в проводнике не отображается.
Некоторые программы, такие как WinRAR, хранят данные из реестре. Поэтому после переустановки системы для нового пользователя (даже с тем же именем), будет создан свой реестр, и данные из старого реестра уже недоступны. Ниже показано, как можно получить данные из прежнего реестра, если Вы сохранили папку профиля пользователя или сам файл NTUSER.DAT.
Как оказалось, достаточно обычных средств, а именно утилиты «Редактор реестра» или RegEdit.
Запустить RegEdit с правами администратора.
Поскольку стандартного ярлыка для программы regedit в меню «Пуск» не устанавливается, то следует запустить «Командная строка» с правами администратора, а в ней ввести regedit. Или воспользоваться другим более удобным для Вас способом.
- Загрузить реестр для прежнего пользователя.
Для этого выбираем раздел HKEY_USERS.
А затем в меню «Файл» > «Загрузить куст…»
В окне открытия файла, указываем путь до папки профиля и пишем вручную имя файла «NTUSER.DAT» (как было отмечено выше, этот файл имеет атрибуты системный и скрытый, поэтому не отображается). После чего нажимаем кнопку открыть.
Далее следует указать имя раздела:
В конце этой последовательности мы увидим загруженный раздел реестра:
- Экспортировать данные в «.reg» файл.
Для этого выбираем нужную ветку реестра (обычно вида Software\XXX, но может и отличаться):
Выбираем в меню «Файл» > «Экспорт…»:
Затем указываем имя файла где-нибудь на диске:
- Исправляем файл реестра.
Если мы подгружали куст реестра под именем «МаксимOld», то все ссылки на разделы реестра будут вида
[HKEY_USERS\МаксимOld\ а нужно
[HKEY_CURRENT_USER\ Поэтому средствами блокнота делаем соответствующую замену.
- Теперь данные реестра переносим в куст (такой принятый термин 🙂 текущего пользователя (под кем сделан текущий вход в систему). Для этого дважды кликаем на отредактированном файле. Отвечаем «Да».
- Остаётся выгрузить куст. Для этого выбираем корень загруженного куста, а затем используем меню «Файл» > «Выгрузить куст…»:
Поздравляю! Данные успешно импортированы.
Рекомендую посмотреть KB146050